Знания и умения, нацеленные на первичную и вторичную текстовую деятельность:
1) знание действительности, умение отражать ее в слове при текстообразовании и понимать на основе интерпретационной деятельности;
2) умение проявлять свой взгляд на мир, свою творческую индивидуальность в выборе жизненного материала и его отражении в слове;
осознание индивидуального авторского стиля;
3) знания о сферах общения, ситуациях, условиях общения и умение учитывать это при текстообразовании и восприятии текста;
4) знание об адресате и умение учитывать фактор адресата в процессе текстовой деятельности;
5) знание языковых ресурсов, умение их отбирать, организовывать в процессе текстовой деятельности. Понятие текстовой компетенции наиболее тщательно разработано в научных трудах Н.С. Болотновой.